Базовые дисциплины
Наименование образовательной программы: «Прикладная информатика»
Квалификация (степень): бакалавр
Нормативный срок: 4 года
Дискретная математика
Цель дисциплины – обеспечение качества подготовки специалистов на основе изучения принципов и методов дискретной математики как теоретической основы разработки алгоритмов и программ для автоматизированных систем управления; формирование научного мировоззрения студентов, что связано с отражением всеобщей связи предметов, явлений окружающего мира; выработка умения самостоятельно расширять математические знания и проводить математический анализ прикладных задач; развитие у студентов навыков логического и алгоритмического мышления на примерах решения задач дискретной математики.
Учебные задачи:
- дать общее представление о задачах и методах дискретной математики, познакомить с основными структурами и алгоритмами, показать их прикладное значение;
- изучение методик составления математических моделей объектов и процессов конечной структуры с позиций системного подхода;
- обучение студентов методам мышления, характерным для дискретной математики, основным понятиям таких ее разделов как булевы функции, графы, конечные автоматы и алгоритмы;
- приобретение практических навыков решения задач с привлечением математических моделей дискретных структур.
Теория систем и системный анализ
Цель дисциплины - способствовать формированию у обучающихся системного мышления.
Учебные задачи:
- познакомить обучающихся с историей развития данной области научного знания;
- сформировать представление о теоретических и практических проблемах данной науки как области знаний и практической деятельности человека, связанных с решением задач на основе системного подхода;
- раскрыть сущность базовых понятий учебного курса;
- рассмотреть принципы системного подхода и сферы их применения;
- сформировать умения проводить анализ существующей проблемы и формулировать цель задачи, выполнение которой решает проблему, представлять эту цель в виде системы локальных целей;
- научить выделять отдельные системы из окружающей среды, делить их на подсистемы и организовывать в системы более высокого порядка; классифицировать, систематизировать и анализировать факты, явления, объекты, системы и методы решения задач;
- сформировать умения выбирать методы и методики системного анализа для системных исследований и организации деятельности по решению задачи; производить декомпозицию задачи принятия решения, оценку свойств альтернатив, а так же композицию оценок и сравнений; разрабатывать модели систем и процессов в различных областях предметной деятельности на основе принципов системного подхода.
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
Цель дисциплины – изучение теории сетей и телекоммуникаций, усвоение студентами принципов передачи данных, построения систем телекоммуникаций, приобретения ими навыков расчета и практического применения современных информационных сетей.
Учебные задачи:
- дать общее представление о классификации информационно-вычислительных сетей, способах коммутации;
- изучение технологии построения моделей сетей на информационных объектах и структуризация сетевой инфраструктуры с позиций системного подхода;
- обучение студентов методам построения структурированных кабельных сетей (СКС);
- приобретение практических навыков генерации сетей и монтажа сетевой инфраструктуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
физические основы компьютерной техники и средств передачи информации, принципы работы технических устройств ИКТ; основы архитектуры и процессов функционирования вычислительных систем, сетей и телекоммуникаций; сетевые протоколы.
Уметь:
выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникации и их подсистем.
Владеть:
методами и средствами анализа и разработки программных компонентов сетевых и телекоммуникационных систем; проектирования информационных систем и их элементов в конкретных областях; моделирования информационных систем на современных ЭВМ на базе аналитико-имитационного подхода; выбора технологии программирования и инструментальных программных средств высокого уровня для задач проектирования информационных систем и их элементов.
Операционные системы
Цель дисциплины: овладение основами теоретических и практических знаний в области операционных систем (ОС), формирование систематизированных знаний и информационной культуры в области истории развития и современного состояния информационных технологий.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- роль и место операционных систем и оболочек в архитектуре вычислительных систем;
- основные виды и функции операционных систем, аппаратные требования, архитектуру, состав основных современных операционных систем;
- режимы работы операционных систем;
- виды интерфейса операционных систем;
- понятие процесса, образа процесса, нити;
- понятие приоритета, прерывания и исключения;
- принципы организации и управления памятью, распределения ресурсов;
- виды и функции файловых систем;
- способы построения современных операционных систем, сервисных служб операционных систем, организации защиты и сохранности программных систем;
уметь:
- использовать различные современные операционные системы и оболочки, обслуживающие сервисные программы;
- устанавливать и изменять конфигурацию операционных систем и оболочек.
владеть:
- навыками практической работы в различных современных операционных средах и оболочках.
Программная инженерия
Цель дисциплины – знание основных положений метрологии программных продуктов, принципов построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов.
Учебные задачи:
- Формирование знаний и умений в области технологических и функциональных стандартов при проектировании, конструировании и отладке программных средств.
Информационные системы и технологии
Цели изучения дисциплины «Информационные системы и технологии»:
- способствовать формированию прочной теоретической базы для понимания роли и места информационных систем и технологий (ИСиТ) в экономике;
- способствовать формированию системно-аналитического типа мышления;
- способствовать формированию навыков информационно-аналитической деятельности в рамках информационных систем организационно-экономической сферы.
Задачи изучения дисциплины «Информационные системы и технологии»:
- формирование системы теоретических знаний по использованию современных ИСиТ в организационно-экономической сфере;
- формирование практических навыков использования методов системного и информационного анализа в профессиональной деятельности;
- формирование практических навыков по анализу предметной области и информационных потребностей, а также формирование требований к информационной системе.
Проектирование информационных систем
Целью курса является знакомство с основополагающими принципами современных подходов к проектированию информационных систем, а также формирование правильной методологической базы для построения информационных систем.
Учебные задачи:
- усвоение студентами основных подходов к проектированию информационных систем;
- приобретение практических навыков работы с программными средствами проектирования.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
методологии и технологии проектирования ИС, проектирование обеспечивающих подсистем ИС; методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла, оценка затрат проекта и экономической эффективности ИС; основы менеджмента качества ИС; методы управления портфолио IT - проектов;
уметь:
разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС; проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач; выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта;
владеть:
работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов; разработки технологической документации; использования функциональных и технологических стандартов ИС.
Базы данных
Цель дисциплины: показать особенности технологии банков данных как одной из основных новых информационных технологий, с тем, чтобы студенты понимали тенденции развития современных информационных технологий, видели их преимущества и недостатки, особенности работы в условиях конкретных технологий в их профессиональной деятельности; сориентировать студентов во множестве современных СУБД и связанных с ними технологий; осветить теоретические и организационно-методических вопросы построения и функционирования систем, основанных на концепции баз данных, в том числе различные методологии моделирования и проектирования баз данных; показать возможности средств автоматизации проектирования БД; показать возможности современных высокоуровневых языков и средств создания приложений; научить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных целевых СУБД.
Задачей изучения дисциплины является научить студентов квалифицированно использовать возможности баз данных.
В ходе изучения дисциплины "Базы данных" студенты должны
знать:
модели данных; архитектуру баз данных; системы управления базами данных и информационными хранилищами; методы и средства проектирования баз данных, особенности администрирования баз данных в локальных и глобальных сетях;
уметь:
проводить анализ предметной области, разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования информационных систем;
владеть навыками:
работы с инструментальными средствами проектирования баз данных и знаний.