Шифр научной специальности |
Научная специальность |
Область научного исследования |
2.3.1 |
Системный анализ, управление и обработка информации |
1. Блокчейн технологии в образовании.
2. Разделение дикторов в аудиопотоке.
3. Цифровые водяные знаки в аудиофайлах.
4. Разработка тестов простоты натуральных чисел.
5. Построение оценок точности теста простоты Люка.
6. Исследование параллельных реализаций k-арного алгоритма вычисления НОД.
7. Разработка эффективных алгоритмов вычисления НОД на основе k-арного алгоритма.
8. Построение быстрых алгоритмов вычисления наибольшего общего делителя натуральных чисел и связанных алгоритмов.
9. Методы решения задач оптимизации при неточных исходных данных.
10. Методы декомпозиции в задачах оптимизации большой размерности.
11. Итерационные методы поиска решений бескоалиционных игр.
12. Методы декомпозиции для бескоалиционных игр со связывающими ограничениями.
13. Итерационные методы решения вариационных неравенств.
14. Формирование баз знаний для систем поддержки принятия решений на основе www.
15. Методы извлечения знаний из социальных сетей.
16. Методы разработки и верификации программ развития территорий.
17. Оптимизация процессов планирования запросов баз данных методами машинного обучения.
18. Программные инструменты для автоматизации построения экспертных систем на основе динамически обновляемых баз знаний.
19. Мультимодальные архитектуры нейронных сетей с глубоким обучением в анализе информации медиапространства
20. Методы атрибуции в интерпретации и настройке глубоких нейронных сетей. |
2.3.4 |
Управление в организационных системах |
1. Разработка теоретических основ управления в организационных системах.
2. Разработка математических моделей и критериев эффективности, качества и надёжности организационных систем.
3. Разработка методов и алгоритмов решения задач управления в организационных системах.
4. Разработка информационного и программного обеспечения систем управления и механизмов принятия решений в организационных системах.
5. Разработка методов получения данных и идентификации моделей,
прогнозирования и управления организационными системами на основе ретроспективной, текущей и экспертной информации.
6. Разработка методов и алгоритмов анализа и синтеза организационных
структур.
7. Разработка моделей и методов управления организационными проектами.
8. Разработка проблемно-ориентированных систем управления и оптимизации организационных систем.
9. Разработка методов и алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений в организационных системах.
10. Разработка новых информационных технологий для решения задач управления организационными системами.
11. Разработка практико-ориентированных технологий управления организационными системами. |
5.2.3 |
Региональная и отраслевая экономика |
1. Региональная экономика.
2. Экономика промышленности.
3. Экономика агропромышленного комплекса (АПК).
4. Экономика сферы услуг.
5. Транспорт и логистика.
6. Экономика строительства и операций с недвижимостью.
7. Экономика инноваций.
8. Экономика народонаселения и экономика труда.
9. Экономика природопользования и землеустройства.
10. Маркетинг.
11. Бухгалтерский учет, аудит и экономическая статистика.
12. Стандартизация и управление качеством продукции.
13. Экономическая безопасность. |
5.2.4 |
Финансы |
1. Теория и методология финансовых исследований.
2. Финансовые услуги: виды, специфика, функции в экономической системе.
3. Кредит и его роль в экономической системе.
4. Банки и банковская деятельность. Банковская система.
5. Банковское регулирование. Система банковского надзора и ее элементы.
6. Небанковские финансовые институты.
7. Оценка стоимости финансовых активов. Управление портфелем финансовых активов. Инвестиционные решения в финансовой сфере.
8. Поведенческие финансы.
9. Государственные финансы. Бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная политика. Инициативное бюджетирование.
10. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм.
11. Бюджетные доходы и расходы. Сбалансированность бюджетов. Оценка эффективности бюджетных расходов.
12. Казначейство и казначейская система исполнения бюджетов.
13. Налоги и налогообложение. Налоговая политика. Налоговое администрирование. Обеспечение бюджетной устойчивости.
14. Национальная налоговая база и противостояние её размыванию. Международное налогообложение.
15. Корпоративные финансы. Финансовая стратегия корпораций. Финансовый менеджмент.
16. Оценочная деятельность. Оценка стоимости предприятия (бизнеса), активов и прав.
17. Система финансового контроля в корпорациях: содержание, формы, методы и инструменты реализации.
18. Проектное и венчурное финансирование.
19. Финансовые риски. Финансовый риск-менеджмент.
20. Финансы домохозяйств. Личные финансы.
21. Финансовая грамотность.
22. Финансовые инструменты и операции с ними.
23. Финансовые инвестиции и финансовые инновации. Финансы устойчивого развития. «Зеленые» финансы и экологические инвестиции.
24. Финансовые рынки: типология, специфика, особенности функционирования. Регулирование финансовых рынков.
25. Кризисы на финансовых рынках, их причины, последствия и возможности предотвращения.
26. Валютно-финансовые операции. Валютные рынки, их функционирование и регулирование.
27. Рынок страховых услуг и его регулирование.
28. Платежные системы и платежные операторы.
29. Роль и функции денег в экономической системе.
30. Денежная система и механизмы денежного обращения.
31. Предложение денег и спрос на них. Денежная эмиссия. Инфляция.
32. Денежно-кредитная политика в Российской Федерации и за рубежом. Критерии и методы повышения эффективности денежно-кредитной политики. 33. Прогнозирование развития финансовых и валютных рынков. 34. Новые технологии в финансовом секторе, их влияние на состояние рынков финансовых услуг. Цифровые финансовые технологии (финтех). Цифровые финансовые активы. |
5.2.6 |
Менеджмент |
1.Наука об управлении и ее развитие. История управленческой мысли. Современные направления теоретико-методологических разработок в области управления.
2. Теория менеджмента.
3. Историческое развитие систем управления. Сравнительный анализ систем управления в различных социо-культурных и политических условиях.
4. Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления. Теория и методология управление изменениями в экономических системах.
5. Разработка теории и методов принятия решений в экономических и социальных системах. Системы искусственного интеллекта для поддержки принятия управленческих решений.
6. Методы и критерии оценки эффективности систем управления. Управление по результатам.
7. Сущность, структура и отличительные особенности системы публичного (государственного и муниципального) управления, основные тенденции и направления ее развития.
8. Государственное управление социально-экономическими процессами. Государственная политика, механизмы и методы ее разработки и реализации в различных исторических и страновых условиях.
9. Организация как объект управления. Теория организации. Структуры управления организацией. Организационные изменения и организационное развитие.
10. Проектирование систем управления организациями. Бизнес-процессы: методология построения и модели оптимизации. Сетевые модели организации. Информационно-аналитическое обеспечение управления организациями.
11. Организационное поведение, социально-психологические аспекты управления. Лидерство в организации. Управление конфликтами. Организационная культура.
12. Корпоративное управление. Формы и методы корпоративного контроля. Управление стоимостью фирмы.
13. Корпоративная социальная ответственность. Социальная и экологическая ответственность бизнеса. Управление устойчивым развитием организации.
14. Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления. Бизнес-модели организации. Корпоративные стратегии. Стратегические ресурсы и организационные способности фирмы.
15. Управление организацией в контексте международного бизнеса. Управление международной компанией. Международные бизнес-стратегии. Международные альянсы и сети фирм.
16. Теория и методология управления проектами. Процессы, методы, модели и инструменты управления проектами и программами. Управление рисками (риск-менеджмент).
17. Управление операциями. Управление производственными системами. Управление операционной эффективностью предприятия и организации.
18. Управление знаниями: теория, методология, технология и
внутрифирменные практики. Управление нематериальными активами фирмы.
19. Управление инновациями. Инновационные способности фирмы. Управление организационными и технологическими инновациями. Межорганизационные формы управления инновациями.
20. Маркетинговые технологии в управлении компанией: теоретические и прикладные аспекты. Вклад маркетинга в создание нематериальных активов и управление ими. Современные модели и методы взаимодействия с клиентами и потребителями.
21. Управление цепями поставок: теоретические и прикладные аспекты. Межфункциональная и межорганизационная логистическая координация. Управление операционной логистической деятельностью.
22. Управление интеллектуальной собственностью.
23. Теоретические и методологические основы управления персоналом. Экономические и социальные задачи управления человеческими ресурсами. Технологии управления человеческими ресурсами.
24. Международные аспекты в области управления персоналом. Проблемы кросскультурного взаимодействия и управления мультикультурными коллективами.
25. Формирование, подготовка и развитие кадров управления. Управление карьерой и профессионально-должностным продвижением управленческих кадров. Модели и методы стимулирования менеджеров.
26. Управление организацией в контексте цифровой трансформации. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса.
27. Управление данными в организации. Применение методов искусственного интеллекта и «больших данных» в менеджменте.
28. Развитие теории и форм предпринимательства. Стратегическое и внутрифирменное предпринимательство. Социальное предпринимательство.
29. Развитие методов принятия инвестиционных решений в организациях различных типов.
30. Управленческий учет как элемент системы управления организацией.
31. Управленческое консультирование: содержание, формы и методы.
32. Управление организациями социальной сферы (культура, наука, образование, здравоохранение).
33. Теория и практика управления некоммерческими организациями.
34. Теория и практика антикризисного управления организацией. Развитие моделей антикризисного управления. |
5.3.1 |
Общая психология, психология личности, история психологии |
1. Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека. Детерминация и самодетерминация как объяснительные конструкты поведения человека.
2. Разработка и анализ общепсихологического и историко-психологического исследования. Системный подход в психологии. Предмет психологии. Теоретико-методологические основы научной психологии. Проблема метода в психологии. Проблема критериев научности психологического знания в современном развитии психологии.
3. Эволюция психики в филогенезе.
4. Особенности психики и поведения разных видов животных.
5. Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе, социогенезе и персоногенезе.
6. Историческое развитие психических процессов, сознания и личности.
7. Психофизическая проблема.
8. Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология.
9. Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления. Практическое мышление в сложных системах. Метакогниции, их роль в регуляции поведения и деятельности человека.
10. Ощущение и восприятие. Психофизика. Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности.
11. Построение моделей психической реальности. Требования к психологическим моделям. Возможности моделирования психической реальности. Малопараметрические модели.
12. Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы исследования внимания и памяти.
13. Психологические проблемы общения и коммуникации. Психолингвистика. Психосемантика. Коммуникативное воздействие. Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Дискурсивные способности и коммуникативные навыки.
14. Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта. Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс, выгорание. Реакция на фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания
15. Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен борьбы мотивов.
16. Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование. Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации, интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и познавательные процессы. Мотивация достижения. Мотивация служения. Направленность личности и ее системообразующая роль.
17. Сознание. Состояния сознания. Рефлексивные процессы. Мышление и мыслительные процессы, структура, виды, методы исследования.
18. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Смыслообразование. Смысловая регуляция поведения. Психология смысла. Ценностносмысловая сфера личности.
19. Бессознательное. Измененные состояния сознания. Психологические защиты.
20. Психология половых и гендерных различий.
21. Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование. Конструирование будущего.
22. Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная связь в исполнительных процессах. Операции, их освоение. Формирование и перенос навыка. Моторные структуры.
23. Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды деятельности. Психология активности. Надситуативная и интеллектуальная активность. Неадаптивные виды активности. Действия. Цели и целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений. Уровень притязаний. Психология ошибки. Психология установки. Психология риска.
24. Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа. Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное, техническое и другие виды творчества). Развитие способностей.
25. Система ментальных качеств и их диагностика: способности, одаренность, интеллект, талант, гениальность. Основные подходы к пониманию природы интеллекта. Структура интеллекта и факторы его формирования. Виды интеллекта.
26. Генетика поведения (психогенетика) и психология индивидуальных различий. Генетические предпосылки способностей.
27. Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и типология характера. Акцентуация характера, их диагностика.
28. Стилевые характеристики. Индивидуальный стиль деятельности. Стили общения, активности, саморегуляции. Когнитивные стили и когнитивный контроль. Эмоциональные стили. Понятие стиля жизни. Личностный потенциал.
29. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние на личность практик трансформации индивидуальных характеристик (смена пола). Проблема субъекта и субъектный подход в психологии. Я-концепция и идентичность личности.
30. Структура личности. Полипарадигмальность и разнообразие теоретических подходов к исследованию личности. Диспозициональная регуляция поведения. Структурно-функциональный и динамический подходы в описании личности. Устойчивость и изменчивость личности. Личностные процессы. Личность как субъект саморазвития. Самодетерминация и самоактуализация личности. Личность в условиях транзитивного общества. Цифровизация и виртуализация бытия как факторы трансформации личности.
31. Норма и патология личности. Психологическое здоровье личности. Личностная зрелость и психологическое благополучие личности. Теоретические модели личности как основание для консультирования, терапии и иных практик коррекции и поддержки личности.
32. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт.
33. Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения личности. Ситуационный, жизненный и бытийный (экзистенциальный) контексты существования человека. Соотношение внешнего и внутреннего в жизненном пространстве человека. Ценностные ориентации и жизненные планы личности. Экзистенциальные проблемы и экзистенциальные кризисы человека.
34. Понимание личности в психоаналитической, поведенческой и гуманистической парадигмах. Изучение личности в отечественной психологии. Многомерность феноменологии личности.
35. Жизненный путь. Возрастной, событийный и нарративный подходы к описанию жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути. Жизненный опыт личности. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Стратегии жизни.
36. История отечественной и зарубежной психологии. Предмет и методы истории психологии. Периодизация истории психологии. Основные факторы и принципы, определяющие историческое развитие психологии. Влияние социокультурного и исторического контекста на развитие психологических воззрений. Социальное конструирование психологических понятий. Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его психологических воззрений. Основные этапы в развитии отечественной и зарубежной психологии.
37. Историческая психология. Историко-культурное развитие психических процессов, сознания и личности. Направления исторической психологии в мировой и отечественной науке. Проблема культуры в психологии. Этнопсихология. Кросс-культурная и культурная психология.
38. Психология культурных явлений. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы.
39. Психологические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание и личность человека. Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером. Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях.
40. Личность в цифровом пространстве. Реальное и виртуальное пространство в жизни человека. Личностные процессы в Интернет-коммуникации.
41. Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в психологической науке. Основные методологические принципы психологии.
42. Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии, методологии и теории. Методология и методы психологического исследования. Критерии оценки психологических теорий. Психологическая практика как фактор развития и критерий оценки психологических теорий.
43. Традиционные и современные модели и средства психодиагностики. Качественные и количественные методы исследования; смешанные методы. |
5.3.4 |
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Психология обучающегося как субъекта образовательной среды на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского, послевузовского, переподготовки), его личностное развитие.
2. Профессиональное становление и развитие личности в разные периоды ее жизнедеятельности. Психологические проблемы педагогической деятельности. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание.
3. Психологические закономерности развития личности взрослого в условиях непрерывного образования, обучения, послевузовской подготовки и переподготовки.
4. Психологическое здоровье будущего педагога в процессе его профессионального становления.
5. Психология учебной деятельности. Психологическая характеристика технологий обучения. Психодидактика.
6. Психология образовательной среды.
7. Психодиагностическая деятельность в образовательной среде.
8. Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические, психологические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды.
9. Эффективность обучения и развития личности в условиях вариативной информационно-образовательной среды (психодиагностика цифровых образовательных сред).
10. Становление информационной культуры личности взрослого и педагога – субъектов образовательного процесса в условиях непрерывного образования.
11. Психологические закономерности развития учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся.
12. Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогического контроля (психодиагностика).
13. Психологические условия эффективности педагогического воздействия.
14. Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса.
15. Психологические условия реализации различных типов и видов обучения.
16. Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений. |
5.4.7 |
Социология управления (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Развитие понятийно-категориального аппарата социологии управления применительно к изменяющимся объектам управления.
2. Анализ современных концепций социологии управления и их развитие.
3. Проблемы взаимодействия субъектов и объектов управления.
4. Принципы и методы управления в современных условиях.
5. Социальное управление. Социальный менеджмент. Социальная политика.
6. Механизмы социального регулирования: институциональные, социально-стратификационные, социокультурные, социально-организационные.
7. Процессы и структуры государственного и муниципального управления.
8. Социальные стратегии и практики в управлении регионами и
муниципалитетами.
9. Социальные проблемы управления предприятиями и организациями.
10. Культура управления и ее влияние на процесс управления.
11. Особенности регулировании нелинейных социальных процессов. Управление в условиях неопределённости.
12. Социальные технологии в системе управления.
13. Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.
14. Проблемы критериев и оценки эффективности управленческой деятельности. Социальный мониторинг.
15. Проблемы социального прогнозирования, социального планирования и социального проектирования в условиях изменяющейся реальности.
16. Социальный эксперимент в управлении.
17. Проблема мотивации и формы участия граждан в управлении.
18. Социальные проблемы местного самоуправления.
19. Кризисное управление и управленческие конфликты.
20. Социологические методы информационно-аналитического обеспечения управленческого процесса.
21. Социальная экспертиза управленческих решений.
22. Социальные параметры использования цифровых технологий в управлении. Социальные процессы управления искусственным интеллектом.
23. Социологическая методология исследования управленческих процессов и структур. |
5.5.2 |
Политические институты, процессы, технологии (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Политика как сфера общественной жизни: структура и функции
политики.
2. Онтологические, морфологические и процессуальные параметры политики, современные тенденции её эволюции.
3. Политическая власть: природа, сущность и функции, легитимность. Властный процесс и политические институты.
4. Механизмы и технологии традиционной и цифровой политики: формы и уровни организации.
5. Политическое поведение и участие: артикуляция, агрегирование
интересов, формы мобилизации.
6. Политическая система и политические режимы: структура, функции, типы и разновидности.
7. Гражданское общество: тенденции эволюции, перспективы развития и национальные модели.
8. Политические институты: формирование, развитие и современные трансформации.
9. Государство как политический институт: структура, функции, типы и разновидности.
10. Территориально-политические формы организации государства.
11. Региональное измерение политики и политического управления.
12. Эволюция партийных и избирательных систем: современные модели политического представительства.
13. Избирательные кампании, электоральные циклы и избирательные технологии.
14. Политический процесс: сущность, источники, структура, социальные основания и средовые факторы.
15. Психологические аспекты политических процессов.
16. Процессы и механизмы политического восприятия. Политическое сознание.
17. Политические изменения и развитие. Политические реформы и
революции.
18. Модели политической модернизации.
19. Глобализация, сетевизация и цифровизация: политические аспекты.
20. Механизмы и технологии управления политическими изменениями.
21. Этнополитические процессы и конфликты. Национально-государственное, национально-территориальное, национально-культурное самоопределение.
22. Политический класс и политическая элита: структура, свойства, функции и динамика.
23. Роль и функции политического лидерства. Психологические профили лидеров.
24. Политические архетипы, символы и мифы. Национальный менталитет и политическая культура.
25. Политическая социализация: институты, факторы и агенты.
26. Социальные и политические конфликты: причины, факторы, типы и технологии регулирования.
27. Направления и формы трансформации политических идеологий.
28. Политическая идентичность: сущность, типы, структура. Механизмы политической идентификации личности и социальных групп.
29. Информационные процессы и управление политическими коммуникациями: традиционные СМК, социальные медиа и сети.
30. Политические технологии и специфика их применения.
31. Этапы, механизмы и технологии принятия политических решений, критерии их эффективности.
32. Политические риски: модели и технологии управления.
33. Стратегическое управление, политическое прогнозирование и проектирование политических институтов и процессов. |
5.5.3 |
Государственное управление и отраслевые политики (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Политическая власть. Политическое и государственное управление.
2. Теории, концепции и модели государственного управления. Государственное управление при различных типах государственного устройства, формах правления и политических режимах.
3. Система государственного управления. Органы государственной власти и управления. Органы исполнительной власти. Государственная бюрократия и государственная служба.
4. Модели и процедуры подготовки, принятия, имплементации, оценки эффективности и результативности государственных, политических, политико-административных и административных решений.
5. Уровни государственного управления. Государственное и муниципальное управление.
6. Политика цифровизации и цифровое государственное управление.
7. Информационно-коммуникативная среда государственного и муниципального управления, роль масс-медиа, связи с общественностью и государственными органами в государственном и муниципальном управлении.
8. Граждане, общественное мнение и негосударственные структуры в государственном управлении. Права человека и государственное управление.
9. Государственная политика, государственные отраслевые политики (социальная, экономическая, миграционная, национальная, научно-техническая, образовательная, молодежная, информационная и др.)
10. Механизмы, инструменты и стадии государственной политики и отраслевых политик. Разработка политической, общественной и медиа повесток.
11. Публичная политика и управление публичной политикой. Процессы, стадии и модели публичной политики. Публичные ценности и государственное управление.
12. Региональное и территориальное измерения государственного управления и государственной политики, локальные управленческие практики.
13. Конфликты и их регулирование в государственном управлении и отраслевых политиках.
14. Вызовы и риски государственного управления, государственной политики и отраслевых политик.
15. Национальные интересы, идейные, социокультурные и ценностные факторы государственного управления, государственной политики и отраслевых политик.
16. Планирование, прогнозирование, программирование в государственном управлении, государственной политике и отраслевых политиках.
17. Обеспечение безопасности государственного управления, государственной политики и отраслевых политик.
18. Государственное управление, государственная политика и отраслевые политики в условиях глобализации, глокализации и регионализации. |
5.7.7 |
Социальная и политическая философия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Концептуальный статус социальной философии. Предмет и структура социальной философии.
2. Проблема метода в социальной философии. Методологические функции социальной философии в системе современного обществознания. «Кризис фрагментации» современного обществознания и пути его преодоления.
3. Основные этапы развития социально-философской мысли.
4. Социальная философия в современном мире - основные проблемы и концепции.
5. Сущность и существование социальной реальности как предметообразующая проблема социальной философии. Конструирование и репрезентация социальной деятельности.
6. Социально-философская теория деятельности. Деятельность как
субстанциальная основа общественной жизни людей. Современные концепции «социального действия» в их философской интерпретации.
7. Проблема субъекта и объекта современной социальной философии.
8. Социально-философская трактовка потребностей и интересов действующего и познающего субъекта. Современные ценностные ориентиры действующего субъекта.
9. Проблемы современной философии сознания в их социально-философской трактовке. Сознательное и бессознательное в деятельности людей. Феномен свободы воли, моральной и юридической ответственности. Роль сознания в праксеологическом отношении человека к миру. Общественное и массовое сознание.
10. Целепостановка и целереализация как операциональные подсистемы
деятельности. Социально-философская интерпретация проблемы соотношения цели и средств деятельности.
11. Стимулы и механизмы становления человека и общества. Стимулы, определяющие стратегическое развитие личности. Социально- философские проблемы антропосоциогенеза.
12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей. Феномен контркультуры.
13. Необходимое и случайное в деятельности людей. Особенности действия механизмов причинения в процессах социокультурного изменения. Доминанты и детерминанты в общественной жизни.
14. Роль пространственно-временных факторов в процессах социокультурного изменения.
15. Современные концепции общества как организационной формы совместной деятельности людей.
16. Социально-философские основания «социальной статики». Анализ подсистем, компонентов и элементов общественной жизни в их субординационной и координационной зависимости.
17. Процесс общественного воспроизводства, его типы и механизмы.
18. Материальное и духовное производство: характер и исторические формы взаимодействия.
19. Общественный закон как проблема социальной философии.
20. Философские проблемы социального управления. Внешние факторы, определяющие изменение систем социального управления.
21. Философская рефлексия оснований и функций социальных институтов.
22. Государство и гражданское общество. Социальное государство.
23. Образование как социокультурный феномен и социальный институт.
24. Социальные трансформации в современном мире.
25. Религия и религиозность как социальные феномены.
26. Труд как проблема социальной философии.
27. Проблема отчуждения в социальной философии.
28. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа. Проблема поиска структурообразующего основания системы социальных связей.
29. Социально-философские аспекты анализа дифференциации и
стратификации социальных групп.
30. Солидарность и конфликт как проблемы социальной философии. Конфликт как социальный феномен. Истоки конфликтов, типы и пути разрешения конфликтов. Конфликтология в философском контексте.
31. Источники и механизмы социокультурного изменения.
32. Формы социальной динамики. Эволюционные и революционные изменения в истории.
33. Философия истории. История как событийная жизнь людей во времени и пространстве. Соотношение «событий» и «структур» в их социально-философской интерпретации.
34. Методологические проблемы исторического познания в современных социально-философских трактовках.
35. Социально-философские проблемы этногенеза.
36. Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формационной парадигм.
37. Власть и собственность как факторы исторической эволюции. Особенности государственного управления в XXI веке.
38. Проблема направленности истории: гипотеза общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.
39. Человек как проблема социальной философии. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.
40. Глобализация, проблемы глобальных исследований, глобализация как социальное явление и процесс, глобальные проблемы современной цивилизации.
41. Вариативность исторического развития современного человечества –проблема выявления границ и установления «управляющих параметров», определяющих ход и исход событий.
42. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в ХХI веке.
43. Социально-философские проблемы развития информационных
технологий и обществ. Перспективы постинформационного общества.
44. Социально-философские аспекты развития искусственного интеллекта и цифровизации. Постгуманизм как социально-философская проблема.
45. Социальные знания и социальные изменения.
46. Соотношение познания и практики как социально-философская
проблема.
47. Влияние массовых коммуникаций на социальные процессы. Социально-коммуникативные теории и практики.
48. Социально-философское изучение модернизаций, модерна и постмодерна. Типологии общественно-исторических процессов.
49. Общество и природа. Их взаимодействие и взаимообусловленность.
50. Метатеоретические исследования политики.
51. Концепт политического, возможность и условия возникновения и самоосуществление политики, рациональные и иррациональные начала политики.
52. Теоретические модели политического развития, изменений, модернизации, транзита, прогресса и регресса в политике.
53. Хронополитические и топологические свойства мира политики.
54. Легимитизация политики, политические ценности и идеалы.
55. Соотношение целей и средств в политике, взаимодействие политики и морали, политики и права, политики и экономики.
56. Человек как объект и субъект в политике. «Homo politicus» в современном обществе. Интеллектуалы и власть.
57. Политическая свобода. Свобода слова, собраний и печати.
58. Политическая философия власти и государства.
59. Философские исследования политической динамики.
60. Политическое сознание, политические идеологии и политические коммуникации.
61. Политические элиты.
62. Информация и власть. Политика в виртуальном пространстве.
63. Особенности развития отдельных научных школ и направлений мировой и отечественной политической философии. |
5.8.1 |
Общая педагогика, история педагогики и образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1.Методология педагогических исследований в современной социокультурной ситуации.
2. Методологическое обоснование междисциплинарных связей в педагогических исследованиях развития образования.
3. Методология исследований педагогической составляющей социальных процессов.
4. Развитие педагогической науки как целостной системы научного знания и научной деятельности; система современного педагогического знания.
5. Качество педагогических исследований; исследования вклада образования и педагогической науки в социально-экономическое развитие страны.
6. История развития педагогической науки и образовательной практики. Становление и развитие научно-педагогического знания.
7. Исследование исторического развития образовательных систем, методов, средств, форм обучения и воспитания (на разных уровнях образования и в разных формах – формальное, неформальное, информальное).
8. История образовательной политики.
9. Историко - педагогическая персоналистика.
10. Теории и концепции образования. Социокультурная обусловленность и динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.
11. Потенциальные возможности самоопределения и саморазвития человека средствами образования в современном мире.
12. Педагогическое взаимодействие в цифровой среде.
13. Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций.
14. Концепции непрерывного образования в цифровом обществе; взаимосвязь формального, неформального и информального образования; базового и дополнительного образования.
15. Взаимосвязь общей и коррекционной педагогики в исследованиях развития инклюзивного образования.
16. Сравнительные исследования трансформаций отечественных и
зарубежных систем образования.
17. Эффективные педагогические практики и инновации в образовании.
18. Теории и концепции обучения. Преемственность дидактических систем всех уровней и видов образования.
19. Трансформация дидактических систем, в том числе цифровая трансформация.
20. Педагогические условия обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
21. Теоретико-методологические проблемы моделирования содержания образования.
22. Типы, модели и стратегии обучения, границы их применимости; оценка педагогической эффективности разных стратегий и моделей обучения.
23. Исследования развития учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
24. Дидактические возможности открытой образовательной среды; педагогические условия обеспечения безопасности среды.
25. Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная обусловленность воспитания; антропология современного детства.
26. Ценностные основания построения воспитательных систем в современном социокультурном пространстве, в образовательных организациях различных уровней и видов образования.
27. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных уровней и видов образования.
28. Методология исследования практики воспитания несовершеннолетних, содержащихся в учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.
29. Концепции социального воспитания и социального развития человека в цифровом обществе на различных этапах его жизненного пути; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
30. Кибербезопасность личности в цифровом социуме как педагогическая проблема.
31. Воспитательные и социокультурные практики в образовании; детские и молодежные общественные движения и объединения.
32. Семейное воспитание и образование; педагогическая поддержка семейного воспитания и образования.
33. Педагогические модели профилактики асоциального поведения детей и подростков, в том числе в открытых образовательных средах.
34. Педагогические концепции организации социально-культурной
деятельности.
35. Управление образованием. Модели, концепции и технологии
управления образованием. Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества.
36. Исследования влияния социальных и цифровых сред на качество образования.
37. Образовательная политика. Государственно-общественное управление образованием. Командные стратегии в управлении. Теория и практика лидерства в образовании, педагогическое лидерство.
38. Управление развитием образовательных сообществ в информационных средах.
39. Педагогическая компаративистика. Исследования состояния и тенденций развития педагогической теории и практики образования в различных странах и регионах мира.
40. Международные исследования качества образования; исследования систем мирового образовательного пространства.
41. Межкультурное, этнокультурное воспитание в современном мире. |
5.8.2 |
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Методологические подходы к построению предметного образования, в том числе в условиях его цифровой трансформации.
2. Закономерности, тенденции, модели и стратегии развития предметного образования, в том числе при использовании информационных и коммуникационных технологий.
3. Взаимосвязь теории, методики и практики обучения и воспитания на уровне общего и высшего образования (по областям знаний).
4. Научные основы проектирования новых методических систем обучения и воспитания по различным, дисциплинам, предметам, курсам в соответствии со стратегическими направлениями модернизации отечественного образования в условиях цифровой образовательной среды, а также прогнозирование их развития.
5. Методические концепции содержания обучения и его проектирования (по областям знаний и уровню образования).
6. Теоретические основы методов и форм обучения (по областям знаний и уровню образования), в том числе в условиях использования технологий дистанционного информационного взаимодействия.
7. Анализ образовательных данных и математическое моделирование образовательных процессов и систем предметного образования.
8. Теоретические основы создания цифровой образовательной среды (по областям знаний и уровням образования).
9. Взаимодействие теории, методики и практики предметного образования с отраслями науки, культуры, технологий, производства.
10. Теоретические основы предметного обучения и принципы его организации на междисциплинарной основе (с опорой на современные достижения смежных наук - психологии, физиологии, нейронаук и др.).
11. Аксиологические основы предметного образования; проблемы формирования традиционных ценностей многонационального социума, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира, познавательной мотивации у субъектов, образовательного процесса средствами предметного образования.
12. История становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования.
13. История развития методических систем предметного обучения.
14. Эволюция содержания предметного обучения, в том числе в условиях цифровой трансформации образования.
15. История становления и развития методов, технологий и организационных форм предметного образования.
16. Сравнительные исследования методических систем предметного образования.
17. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и высшего образования.
18. Научные основы разработки интегрированных учебных дисциплин, в том числе на междисциплинарном уровне, и технологии создания их научно-методического обеспечения в структуре общего и высшего образования.
19. Обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса и сохранения их здоровья средствами учебного предмета.
20. Теоретические основы создания и использования новых образовательных технологий и методических систем обучения и воспитания, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования.
21. Развитие информационно-когнитивных технологий получения знаний средствами учебного предмета.
22. Теория, методика и практика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
23. Теория, методика и практика разработки и использования в обучении и воспитании цифровых образовательных ресурсов (по областям знаний и уровням образования).
24. Теория и практика разработки, педагогико-эргономической оценки и применения в обучении и воспитании компьютерных инструментов, современных информационных технологий и возможностей сети Интернет.
25. Методическая система дистанционного, распределенного и смешанного обучения (по областям знаний и уровням образования).
26. Теоретические основания и практика создания учебников нового поколения, в том числе для организации процесса обучения в цифровой образовательной среде.
27. Проектирование и разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету.
28. Проектирование систем оценки достижений обучающихся в предметном образовании.
29. Использование информационных систем для мониторинга оценки качества обучения и воспитания (по областям знаний и уровням образования).
30. Профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе в контексте реализации достижений научно-технического прогресса, сохранения здоровья и обеспечения информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.
31. Методическая подготовка учителя-предметника к профессиональной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
32. Подготовка учителя-предметника к работе в цифровой образовательной среде.
33. Подготовка учителя-предметника к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.
34. Постдипломное образование учителя-предметника. |
5.8.7 |
Методология и технология профессионального образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Методология исследований проблем профессионального образования, научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования.
2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
3. Понятийный аппарат профессионального образования.
4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.
5. Обновление профессиональных функций и компетенций специалистов в условиях цифровизации экономики и культурной трансформации мира как фактор развития содержания и технологий профессионального образования.
6. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональная Я-концепция.
7. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
8. Гуманизация профессионального образования. Гуманитарная экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
9. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций среднего звена и образовательных организаций высшего образования. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
10. Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании. Отбор и структурирование цифрового контента содержания профессионального образования.
11. Цифровые среды и цифровые ресурсы в профессиональном образовании.
12. Теории содержания и научные основы технологий профессионального образования.
13. Непрерывное профессиональное образование, преемственность уровней.
14. Управление качеством профессионального образования. Научные основы стандартизации профессионального образования и обеспечения единства образовательного пространства. Методология разработки стандартов профессионального образования. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Диагностика качества профессионального образования.
15. Развитие человеческого капитала средствами высшего образования.
16. Развитие человеческого капитала в учреждениях СПО. Механизмы взаимодействия образования, науки и производства.
17. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Направления развития классического университетского и профильного высшего образования.
18. Подготовка специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
19. Личностно-профессиональное развитие учителя. Педагогическое образование. Подготовка научно-педагогических кадров для высшей школы. Непрерывная профессионализация педагогических кадров.
20. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
21. Внутрикорпоративная подготовка кадров. Наставничество как образовательный процесс.
22. Дополнительное профессиональное образование. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов различных уровней и профилей.
23. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.
24. Методы исследования профессионального образования, в том числе с применением цифровых технологий.
25. Профессиональное воспитание: сущность, основные направления. Личностно-развивающий подход в профессиональном воспитании. Профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
26. Концептуализация эффективных практик подготовки кадров для различных профессиональных сфер; методы исследования профессионального образования. Внутрикорпоративное обучение.
27. Взаимодействие систем профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами.
28. Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием.
29. Концептуализация и технологизация практик гибридного обучения. Технологии чемпионатного образования.
30. Инклюзивные аспекты профессионального образования.
31. Образовательный менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании. Социально-экономические эффекты профессионального образования.
32. Педагогические проблемы профориентации. Развивающий потенциал цифровых ресурсов в профориентации. Пробное действие в профориентационных практиках. Профориентационная работа со школьниками в контексте задач социально-экономического развития региона.
33. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
32. Антропологический подход в профессиональном образовании. Антропопрактика как способ реализации профессионального образования.
33. Неформальное образование как способ профессионализации. Неформальные профессиональные сообщества.
34. Андрагогические аспекты профессионального образования.
35. Педагогические измерения в практиках профессионального образования. |
5.9.1 |
Русская литература и литературы народов Российской Федерации (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. История древнерусской литературы.
2. История русской литературы XVIII века.
3. История русской литературы XIX века (1800 – 1890-е годы).
4. История русской литературы XX века (1890-1920-е годы).
5. История русской советской литературы.
6. История русской постсоветской литературы ХХ-ХХI века.
7. История литературы русского зарубежья.
8. История русской литературной критики и публицистики.
9. История русской литературной науки; деятельность отдельных выдающихся ученых-литературоведов, научных школ.
10. Биография и творческий путь писателя.
11. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве.
12. Индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых особенностей в их историческом развитии.
13. Роль анонимных произведений, а также созданных в соавторстве или коллективно в общем литературном процессе.
14. Взаимодействие творческих индивидуальностей, деятельность литературных объединений, кружков, салонов и т.п.
15. Взаимообусловленность различных видов литературного творчества: письма, дневники, записные книжки, записи устных рассказов и т.п.
16. Русские эго-документы в их историческом развитии и взаимодействии с художественной литературой.
17. Многообразие связей художественной литературы с сочинениями историков и философской мыслью.
18. Роль духовной словесности в становлении светской литературы.
19. Литература и политика.
20. Литература и социология. Институциональные аспекты литературного процесса.
21. Методология изучения историко-литературного процесса.
22. Литературное краеведение и музееведение.
23. Связи русской литературы с литературами народов России.
24. Взаимодействие русской и мировой литературы, древней и новой.
25. Россия и Запад: их литературные взаимоотношения.
26. Взаимодействие литературы с другими видами искусства. |
5.9.5 |
Русский язык. Языки народов России (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. История русского литературного языка, другого языка России. Разработка и использование методов и приемов сравнительно-исторических, типологических, ареальных и экспериментально-фонетических исследований (сравнительно-исторический метод и компаративистика, генетическое родство языков, лингвистическая реконструкция и этимология) строя конкретных языков или языковых семей. Древние и современные языковые контакты: типология языковых ситуаций.
2. Изучение истории развития и функционирования русского языка, другого языка России: язык литературно-письменных и фольклорных памятников, летописей, хроник и родословных XVII – XIX вв.; проблема периодизации языка; диалектная основа литературно-письменных языков.
3. Фонетический строй языка или языковой семьи (классификация фонем, фонема и звук, фоносемантика и фоностилистика, фонетические категории, фонетическая специфика речи, тон, ударение и интонация). Экспериментально-фонетические исследования русского языка, другого языка России.
4. Лексический строй русского языка, другого языка России (слово как основная единица языка, лексическая семантика, типы лексических единиц и категорий, структура словарного состава, функционирование лексических единиц, развитие и пополнение словарного состава, лексика и фразеология в их связи с внеязыковой действительностью).
5. Словообразовательная система русского языка, другого языка России (классификация словообразовательных единиц и категорий, модели словообразования, словообразовательные ряды).
6. Грамматический строй русского языка, другого языка России (морфология, синтаксис, единицы и категории, их классификация, формирование, развитие; семантика и функциональная специфика грамматических единиц и категорий, грамматические модели передачи смысла).
7. Текст, дискурс, дискурсивные практики в русском языке и других языках России.
8. Методы исследования языковых единиц и категорий: структурные, функциональные, корпусные, лингвокогнитивные, коммуникативно-прагматические, психолингвистические и стилистические исследования русского языка, другого языка России; вопросы перевода различных единиц лексического, грамматического, стилистического уровней с одного языка на другой.
9. Национально-культурная специфика вербального и невербального поведения народов Российской Федерации: традиции и инновации. Социолингвистические аспекты русского языка, другого языка России. Современные языковые ситуации в республиках и регионах Российской Федерации. Проблемы языковой политики и прогнозирования дальнейшего развития национальных языков России в условиях конкретных типов двуязычия.
10. Исследование уровневой и культурно- (или национально-) обусловленной специфики в репрезентации знаний, в том числе, в разных языковых сообществах представителей русского языка, другого языка России.
11. Филологический анализ памятников и текстов на русском языке, на другом языке России.
12. Прикладные аспекты изучения и использования русского языка, другого языка России. |
5.9.9 |
Медиакоммуникации и журналистика (уровень подготовки кадров высшей квалификации) |
1. Теории журналистики, средств массовой информации, медиа. Парадигмы, концептуальный аппарат, природа, функции, роли. Структура и типология СМИ и медиакоммуникационной среды.
2. История журналистики, средств массовой информации, медиакоммуникаций в контексте общественного развития.
3. Тематика и проблематика журналистики и СМИ. Репрезентация социальных, экономических и политических процессов в медиакоммуникациях.
4. Творческий процесс в журналистике и медиакоммуникациях. Профессиональные методы и инструментарий журналистики и медиакоммуникаций. Формирование жанров журналистики и их развитие. Языковые особенности и стиль медиакоммуникаций.
5. Конвергентно-интеграционные процессы в медиапространстве.
6. Медиасистема. Природа и архитектура медиасистемы в условиях цифровизации. Динамика медиасистемы и её сегментов. Глобальная и национальные медиасистемы.
7. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов СМИ.
8. Журналистский текст. Семиотика журналистики и медиакоммуникаций. Медиатекст и медиаречь. Язык СМИ и социальных медиа.
9. Профессиональные стандарты и ценности в журналистике и медиакоммуникациях. Влияние технологического прогресса и цифровизации на профессиональный инструментарий журналистов, профессионалов в области медиакоммуникаций и непрфессиональных авторов.
10. Телевидение, радиовещание, периодическая печать в системе СМИ: структурные, функциональные и творческие характеристики. Визуальные средства журналистики и медиакоммуникаций. Медиадизайн.
11. Реклама в СМИ: история, теория и практика. Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы. Теория и практика рекламных коммуникаций и связей с общественностью. Творческий процесс в рекламе и связях с общественностью. Профессиональные стандарты и ценности в рекламе и связях с общественностью. Медиамаркетинг. Технологические инновации в рекламе и связях с общественностью. Правовое регулирование рекламы и связей с общественностью.
12. Формы регулирования в журналистике. Со- и саморегулирование в медиакоммуникационной среде.
13. Профессиональное образование в журналистике и медиакоммуникациях. Теоретические основы медиаграмотности. Медиаобразование для широкой аудитории, целевых групп аудитории.
14. Профессиональные культуры в медиакоммуникациях. |
Обучение в аспирантуре организуется в соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта, разработанным на основе учебного плана подготовки аспиранта. Индивидуальный план разрабатывается на весь период обучения и может уточняться в процессе обучения. Аспирант обязан выполнить все позиции индивидуального плана.
Научные исследования являются обязательным разделом образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Научные исследования включают научно-исследовательскую деятельность и подготовку научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Научные исследования предполагают самостоятельную работу аспиранта под руководством высококвалифицированного научного руководителя по теме диссертационного исследования. Результаты научных исследований должны быть согласованы с научным руководителем, оформлены в виде отчетов и представлены для утверждения научному руководителю. Отчеты по научным исследованиям (Отчет по научно-исследовательской деятельности и Отчет о подготовке научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук) по итогам каждого года обучения с визой научного руководителя должны быть представлены в отдел магистратуры и аспирантуры.
Практики являются составной частью программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, обеспечивающей реализацию ФГОС, разрабатываются и утверждаются на кафедрах, реализующих программы аспирантуры по соответствующему направлению подготовки и направленности программы. Виды и способы проведения практики определяются ФГОС по соответствующему направлению подготовки. Учебным планом подготовки аспиранта предусмотрены два типа практики: педагогическая и научно-исследовательская. По итогам практики аспирант представляет в отдел магистратуры и аспирантуры отчет по прохождению практики, который включает в себя задание на практику, совместный рабочий график (план) практики, дневник практики, отзыв-характеристику на практиканта. В случае необходимости (выездная практика) предоставляется договор «О совместной деятельности по проведению практики аспирантов», заключенный с организацией, в которой обучающийся будет проходить практики.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 18.03.2016 N 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2016 N 41754): Государственная итоговая аттестация обучающихся в организациях проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы; научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Диссертационная работа аспиранта оформляется на основе научных исследований проведенных под руководством научного руководителя из числа высококвалифицированных специалистов (докторов или кандидатов наук). Научный руководитель консультирует аспиранта по проблеме исследования, контролирует выполнение индивидуального плана. Тема диссертационной работы утверждается на заседании Ученого Совета академии, она должна быть актуальной, представлять научный и практический интерес и соответствовать направлению обучения в аспирантуре.
Перечень примерных тем научно-квалификационных работ (диссертаций) на соискание ученой степени кандидата наук по направлениям подготовки и направленности программы